Переключение коробки передач. Как переключать скорость в МКПП.
Для автогонщиков правильное переключение коробки передач зачастую становится залогом победы. Из этой статьи вы узнаете, как правильно переключать скорость в МКПП при экстремальном вождении. А так — же, как можно доехать при неисправном сцеплении.
Речь пойдёт о синхронизированных — механических коробках передач.
Именно такая будет стоять в твоей Приоре, Subaru и т. д. Существуют ещё кулачковые, но живых машин в России, на «кулачке» хорошо если штук 300 наберётся.
Поэтому про них как — нибудь в другой раз.
Переключение коробки передач.
Условно переключение можно разделить на:
- Переключение вверх в момент разгона, где задача быстрее повысить передачу. При этом не прекращая ускорения.
- И переключение вниз, которое (в норме) уже происходит в момент торможения.
И между ними есть принципиальная большая разница!
Наверняка эту статью посетят любители Драг-рейсинга, где собственно кроме трогания и переключения вверх — никакие другие навыки и не нужны.
Участники «Драга» долго напрягаться не привыкли, так — что я тоже постараюсь поторопиться и открою главный секрет…
Не нужно слишком спешить в переключениях на повышенную передачу!
Человек не искушённый всегда представляет себе автогонщиков, как людей, которые переключаются абсолютно молниеносно. Переключение коробки передач происходит, когда нога давит на педаль газа так, что трещит пол. Короткий пинок по сцеплению (не до полного выжима) и в эту долю секунды рычаг мускулистой рукой, жесточайше вбивается в следующую передачу. Техника Flat Foot Shift без сброса газа.
Нет, нет, нет и ещё раз нет!
Если мы будем производить переключение коробки передач быстрее, чем она конструктивно способна, то передача у вас может и включится. А может и нет! И в лучшем случае коробка просто захрустит и вылетит обратно, после чего процедуру нужно начинать по новой. А в худшем…
Бывали случаи, когда люди на разгоне включали третью скорость, вместо пятой. Перекрутив таким образом двигатель выше 10.000 оборотов. После чего случался отрыв шатуна (полный Сталинград под капотом).
Правильное переключение скоростей на механике.
Правильная, я бы даже сказал чемпионская техника выглядит так:
Исходное положение — газ нажат, сцепление отпущено.
Идёт разгон и первоначально идёт подготовка к переключению. Рука начинает двигать рычаг в направлении следующей передачи с очень не большим усилием. Выбирается весь свободный люфт и ход коробки до некоторого сопротивления.
Далее почти одновременно происходят три движения:
Левая нога, почти пинком быстро выжимает сцепление.
Правая тут — же отпускает газ (это позволяет рычагу переключение коробки передач двинуться дальше).
А рука лишь немного сильнее толкает рычаг в следующую передачу.
При этом, насколько глубоко нажимается сцепление и насколько сильно отпускается газ — зависит от качества и состояния коробки.
Главный нюанс!
Рычаг переключения должен сам провалиться в передачу в момент, когда рука двигает его с уверенным усилием. Если рычаг, что называется «не идёт» и водитель пытается вогнать его грубой силой — мы слышим знакомый хруст. А передача может всё равно не включиться, даже при максимальном усилии. В результате можно подпалить сцепление или отколется зуб от какой — нибудь шестерёнки внутри. Который тут — же перемолотит внутренности коробки в фарш.
Мягкая техника.
При более мягкой технике переключения, мы в некоторой степени застрахованы на случай ошибки. При таком переключение коробки передач — третья скорость просто не включится и у нас появится время исправиться.
Переключение коробки передач. Чистая математика.
Почему — же такие не достаточно быстрые переключения получаются эффективнее и улучшают время на круге? Здесь нам поможет математика. Чётко отточенная, а главное надёжное переключение — это примерно 0,3 секунды. При одном очень хорошем разгоне до четвёртой передачи, нам будет нужно таким образом переключиться три раза: из первой на вторую, из второй в третью, с третьей на четвёртую. Суммарно три переключения займут менее секунды (0,9 сек.).
Если водитель слишком торопится — передача просто не включится.
И даже если после такого переключения коробка останется жива — водитель потеряет полторы — две секунды на повторном включении. Выгода от экономии десятых, а то и сотых долей секунды — не стоит риска потери двух секунд и риска поломки.
Если переключаешься не спеша — в итоге едешь быстрее.
Да, можно всегда переключиться ещё быстрее, но только ограниченное число раз. После определённого количества жестких переключений, коробка устанет и больше не сможет обеспечивать прежней скорости.
Переключение коробки передач на пониженную.
И вот мы подошли (на мой взгляд) наверное к самой сложной теме — это переключение коробки передач на пониженную. И здесь главная истина в том, что эти переключения должны происходить своевременно — до поворота или манёвра, А НЕ ВО ВРЕМЯ! Конечно за исключением определённых случаев.
Дело в том, что понижение без перегазовки, про которое мы поговорим далее, вызывает «клевок» или рывок автомобиля. Когда мы выжимаем сцепление — двигатель набирает обороты, воздействуя на ведущую ось. Её начинает немного «прихватывать», что даже может вызвать «скольжение». А для переднего привода это очень плохо, так — как вызовет срыв передней оси и недостаточную поворачиваемость.
А вот для заднего и полного привода блокировка ведущей оси бывает очень полезна. Она позволяет вызвать не большой занос, который помогает довернуть автомобиль в повороте. Ударное понижение передачи иногда отлично заменяет ручник на задне приводных автомобилях.
А что если нам нужно сохранить плавность хода и баланс автомобиля при переключение коробки передач?
Вот тогда нам и понадобится перегазовка! Одновременным нажатием на сцепление, резким, словно удар «серпом по…», да ладно — просто резким нажатием на газ, обороты двигателя увеличиваются.
Зачем одновременно жать на все три педали.
Что — бы момент включения передачи прошёл гладко и ровно, словно и не было никакого переключения, классическая гоночная перегазовка выполняется одновременным нажатием на все три педали и ТРЕБУЕТ ПОСТОЯННОЙ ПРАКТИКИ. Мы подлетаем к повороту, тормозим и в момент переключения (которое к слову не супер быстрое), мы успеваем пяткой подкинуть пару тысяч оборотов. После чего не спеша отпускаем сцепление. В первые разы машина будет дёргаться будто это не гонки, а родео. Но со временем ножки и ручки тренируются и через пару месяцев практики вы с удивлением обнаружите, что в те — же повороты, но на более стабильном и сбалансированном автомобиле вы сможете заехать и быстрее, и безопаснее.
И последний не мало важный момент! Выполняется перегазовка, но лишь когда обороты двигателя уже достаточно упали. То — есть в конце торможения, что — бы не перекрутить двигатель за красную зону. Иногда на автомобиле устанавливают актуатор дросселя. Который сам чётко выравнивает обороты двигателя и коробки передач. Тем самым здорово упрощая жизнь пилоту и делая перегазовки не нужными.
Переключение коробки передач. Вывод:
Вот мы и обсудили основные методы работы в переключение коробки передач — механика. Если ещё что — то осталось не понятным или вы не согласны — добро пожаловать в комментарии.
А чуть ниже вас ждёт полезный совет на тему: Как доехать без сцепления на механике.
Как доехать без сцепления на механике на любом автомобиле!
Текстовый вариант, на случай если видео будет не доступно по независящим от меня причинам.
Я расскажу вам, как поехать на механической коробке передач без сцепления. У вас порвался трос и провалилась педаль сцепления, что нужно предпринять в таких случаях, что — бы доехать до нужной вам точки.
Если машина горячая — хорошо, если нет её необходимо прогреть до рабочей температуры. Как только машина прогрелась, глушим её, после чего включаем первую передачу. Нажимаем на стартер и заводимся на первой передаче — машина поехала.
Важный момент — тонко почувствовать переключение!
Нажимаем на газ, затем отпускаем и включаем нейтральную передачу. Снова давим на газ и включаем вторую. Газуем, затем сбрасываем газ и включаем нейтралку. Если третья не включается — газони и на сбросе газа включится третья передача. Разгоняемся, нейтральная и четвёртая заскочит сама.
Обратные действия.
Отпускаем газ, включаем нейтральную передачу. Останавливаемся до определённого момента, после чего либо третья включится, либо газуем и на сбросе газа у вас включится третья передача. Точно так — же можно поступить и со второй передачей.
Надеюсь вам пригодилась полученная информация из статьи «Переключение коробки передач. Как правильно переключать скорость в МКПП» и вы не зря потратили своё драгоценное время! А ещё больше полезных советов вы сможете найти в разделе ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ — АВТО И МОТО.
Ошибки переключения передач. Рывки, клевки, дерганье.